Главная
Douglas Ward

Круизы: жизнь на море

Сам Дуглас Вард открывает дверь своего дома в Бартон он Си, Хэмпшир. На нем официальный черный пиджак и светлые брюки, которые в данном сочетании создают имидж образованного, связанного с морем, старомодного человека, немного похожего на официанта с Титаника.
Он вежливо говорит: «Не хотите ли кофе?» и «Нужно ли Вам воспользоваться ванной комнатой?», что и делает его похожим на официанта с Титаника (первого класса, естественно). Затем мы устраиваемся в его уютной гостиной, и он начинает рассказывать о кораблях.
Круизные корабли – это страсть 53-летнего Варда. Будучи автором The Berlitz Guide to Cruising and Cruise Ships он проводит по 10 месяцев в году на море. Он лично изучил практически каждый круизный лайнер мира, «прыгая» с одной палубы на другую и делая детальные записи, которые становятся либо критикой, либо похвалой на страницах его книг.
Только в этом году он уже побывал в 40 круизах. Когда я спросил, откуда он только что вернулся, он сильно призадумался: «Дайте подумать… Это были греческие острова. Я был на трех кораблях. Вернулся на прошлой неделе. В следующий четверг я лечу в Майами, затем в Сан Хуан, Пуэрто-Рико. Назад на корабле, 4 дня до Барбадоса, там пересаживаюсь на другой корабль до Форта Лодердейл; на следующий день лечу в Афины и на корабле в Стамбул…»
Он не стремился к тому, чтобы связать свою профессию с круизами. Когда ему было 10 лет, он отправлялся на велосипеде за 40 миль из Нью Милтона в Саутгемптон и обратно лишь для того, как он говорит, чтобы поглазеть на корабли. Queen Elizabeth, Queen Mary, Mauritania – он видел все эти лайнеры.
Закончив в 17 лет школу, он стал музыкантом, играющим на аккордеоне в небольших музыкальных коллективах, до тех пор, пока в один прекрасный день ему не позвонил его агент и не сказал: «У меня есть для тебя работа…на Queen Elizabeth”. Так Вард начал играть на аккордеоне на знаменитых кораблях, которыми он восхищался, будучи мальчишкой, путешествуя между Саутгемптоном и Нью-Йорком и наслаждаясь каждой минутой.
«Я настолько увлекся всем этим, что продлил свой контракт», сказал Вард. «Меня по-настоящему стали приводить в восторг пассажирские корабли.
Почему? Я не знаю. Они являются большими движущимися объектами и выглядят как плавающие микрокосмосы общества. Кажется, что весь мир нацелен на посредственность, но на борту корабля это менее заметно».
Прошли годы. Корабли гудели в ночном тумане. Вард переходил с одного лайнера на другой, сменив работу музыканта на руководителя музыкального коллектива, потом на главного организатора развлекательных программ и на круизного директора Cunard Line. А затем, одним теплым вечером 1980 года, он отправился в круиз по Карибам и несколько пассажиров начали жаловаться на то, что нет хорошего общего источника информации о круизных кораблях. «Я подумал - о, это неплохая идея».
Так он оставил корабли, организовал ассоциацию и начал писать заметки о круизах…до тех пор, пока Варду не позвонили из издательства Берлиц в 1982 году и не предложили выпускать ежегодный справочник. Сегодня Вард находится в постоянном движении, на ходу записывая маршруты и планируя поездки на три месяца вперед, тестируя хорошие и не очень хорошие корабли, летая с одного корабля на другой в бесконечном движении навстречу удовольствию и работе. Так что же он может сказать о бизнесе?
Он работает с цифрами как человек, одержимый детальной анатомией круизов. Круизная индустрия зарабатывает 8 миллиардов фунтов в год по всему миру, и, учитывая, что ее доходы растут ежегодно на 8-10%, то этот вид отдыха является самым быстрорастущим сектором туристического бизнеса. На сегодняшний день существует 230 океанских лайнеров, и Вард был практически на каждом из них. В этом году они перевезут в общей сложности 8 миллионов пассажиров.
В Великобритании в 1998 году в круиз отправятся 675 000 человек, что в два раза больше, чем десять лет назад. На планете есть 500 круизных портов, но этого недостаточно.
«Круизеры уже начинают пресыщаться такими регионами как Карибы», - говорит Вард. «Круизные компании ищут новые маршруты».
Кто отправляется в круизы? Чаще - пожилые люди, но предельный возраст круизеров снижается - 40% пассажиров, впервые отправляющихся в круиз, моложе 40 лет. «Радует тот факт, что как минимум 85% пассажиров снова отправятся в круиз. Они словно сидят «на крючке». Будущее, как он говорит, за семьями, т.к. круизные корабли являются безопасными, здесь не происходит никаких преступлений: можно взять с собой детей в путешествие и не думать о досуге – у них будет множество интересных занятий.
Это лишь частица того, что знает Вард. Пробежавшись по его книге можно понять, что практически каждый корабль в мире оценивается в общей сложности по 20 критериям, включая техническое состояние корабля, обслуживание, информацию о портах, гостеприимство, питание, бары, каюты, развлечения…
«Кухня разочаровывает (блюда несколько скучноваты, с бедным креативом и подачей)», пишет он о Crown Princess. На борту Silver Cloud в шкафах-гардеробных «недостаточно места для того, чтобы повесить вещи». На Costa Classic есть «металлические рамки-загорождения, из-за которых нельзя насладиться видами моря во время отдыха на частных балконах».
Любовь не слепа, Вы видите. Он рассматривает свою работу как «контроль качества, поддержание стандартов индустрии» - стандартов, которые сегодня не совсем поддерживаются, потому что круизы сегодня стоят меньше, чем стоили 10 лет назад.
«Цены начинаются от 50 фунтов в день. Обычное явление», вздыхает Вард. «На некоторых кораблях пища похожа на ту, что подается в закусочных на автомагистралях».
Сервис также оставляет желать лучшего. «Показатели, что Вы выбрали не тот корабль, -резко пишет он в своей книге, - это когда, после посадки на борт официант предлагает Вам напиток в высоком пластиковом стакане на подносе, полном напитков идентичного цвета, затем дает Вам чек, чтобы Вы подписали, и даже из вежливости не произносит «Добро пожаловать на борт». Очевидно, этот круиз был нелегким даже для Варда.
Однако по настоящему он обеспокоен более масштабными проблемами - общей направленностью индустрии в целом. Так как приходит мода, как он говорит, на большее количество кораблей и, особенно, на корабли больших размеров.
В настоящее время самые большие круизные лайнеры перевозят до 2744 пассажиров – это почти население целого населенного пункта. В следующем году корабль Voyager of the Seas будет спущен на воду, его пассажировместимость будет составлять 3400 пассажиров, и на этом не остановятся. «Будут и еще большие корабли», - говорит он, - Вместимостью до 4000 пассажиров.
Так что же происходит? «На борту больших кораблей очень часто проводится много всевозможных мероприятий, из-за чего некоторые пассажиры забывают о том, что можно сходить с корабля», говорит Вард. «То же самое ощущается, когда приезжаешь в Лас-Вегас: он не дает Вам прикоснуться к происходящему вокруг. Это стремление уйти от действительности. Я думаю, это неправильный способ ухода от нее. Пассажиры садятся на борт, потому что они любят быть увлеченными чем-то практически каждую минуту».
Он описывает свои любимые моменты на корабле: «Затишье на палубе ранним вечером, когда большинство людей готовятся к ужину и заходит солнце. Это очень приятное время. Тело отдыхает. Мышление находится в гармонии. Вообще я предпочитаю быть в море вместо суши, потому что жизнь на суше такая беспокойная». Он не отмечал Рождество дома около 18 лет.

 

Как же он справляется с потоком шумного веселья, которое занимает его горячо любимую среду обитания? Существуют меньшие корабли, конечно, а также спокойные маршруты; но работа Варда – оценивать все.

Не значит ли это, что его любовь к круизам может быть сведена к нулю из-за чрезмерной популярности круизов? «Возможно», - отвечает Вард.

Но пока эта любовь не остывает, а усиливается. «Через несколько лет, - говорит он, - я, возможно, перестану заниматься книгой и стану более избирательным, отправившись в те уголки мира, которые я действительно люблю». Какие это места? «Могу назвать Норвежские фьорды – они всегда хороши».

Nicholas Roe для газеты Telegraph (Великобритания), 1997 г.


Забранский Владислав Владимирович Одесса отзывы